портрет Юдинцев Дмитрий Григорьевич

Горжусь своим прадедом

Я хочу рассказать о моём прадедушке Дмитрии Григорьевиче Юдинцеве. Он родился 29 октября 1920 года в семье крестьянина середняка. Его отец занимался сельским хозяйством, в 1932 году вступил в колхоз. Семья у них была большая, детей пятеро: три дочери и два сына. Митенька учился успешно, помогал по хозяйству, ходил вместе с отцом в ночное, рыбачил на реке Туранке, любил места, где прошли его детство и юность.

В 1940 году Митя окончил Калининскую среднюю школу и был направлен Ветлужским РВК в Московское военноинженерное училище. Мечта молодого парня стать военным сбывалась. Сколько было тренировок, маршбросков, и всё это делалось с желанием, трудолюбием. Но внезапно всё оборвалось. Июнь 1941 года. Война. Ускоренный выпуск с присвоением звания лейтенанта и направление в Харьковский военный округ. Дмитрий выполнял различные боевые задания. Самое страшное было ещё впереди...

Конец мая 1942 года. Рано утром в село Ивановка Барвенковского района вступил отряд из 250 бойцов Красной армии. Это был 13й гвардейский отдельный саперный батальон, который охранял штаб 14й гвардейской дивизии и пытался вместе с ним пробиться на восток. Ночью при столкновении с фашистами два сапёрных взвода во главе с лейтенантом Дмитрием Юдинцевым были отрезаны от штаба дивизии. Среди бойцов много раненых. Окруженные врагом воины пробивались к линии фронта, чтобы соединиться с регулярными частями. Отряд наткнулся на фашистский гарнизон. Красноармейцы, заняв оборону, решили сражаться до последнего. К саперам присоедини пехотинцы, кавалеристы, танкисты, связисты. Окопались... Отряд был разделён на две группы: одной командовал Дмитрий Юдинцев.

Не успел развеяться утренний туман, а над лесопосадкой уже дважды низко пролетел фашистский самолёт -разведчик. Он искал скопления советских войск, оказавшихся в окружении. Как только солнце поднялось над горизонтом, со стороны села появилась колонна гитлеровцев. Подойдя ближе, фашисты перестроились в цепь и ускорили шаг, открыв из автоматов беспорядочную стрельбу. Начался неравный бой, который длился более шести часов.

"Без команды не стрелять!"- послышался приказ молодого лейтенанта. Когда гитлеровцы приблизились к лесопосадке, воины встретили их дружным огнем. В ход были пущены гранаты. Враг бежал, но через несколько часов вновь пошел в наступление. Красноармейцы не сдавались, и на этот раз враг вынужден был отступить, оставив много раненых и убитых. Не добившись успеха лобовой атакой, фашисты открыли артиллерийский и миномётный огонь.Снаряды и мины перепахивали лесозащитную полосу. Военфельдшер Маруся не успевала переносить раненых в овраг и перевязывать им раны. Силы таяли, но фашисты никак не могли пробиться к лесопосадке. Им на помощь подоспела авиация. Кольцо сжималось. Из 250 красноармейцев осталось только 30. Поняв, что дальнейшее сопротивление невозможно, бойцы спрятали в полевую сумку Красное знамя полка, штабные документы, военные билеты и закопали. После боя какой-то немецкий генерал пожелал лично осмотреть место сражения. Как только он вышел из открытого автомобиля, послышался винтовочный выстрел , и генерал замертво упал на землю. Стрелял один из раненых советских воинов, который, умирая, совершил подвиг и остался неизвестным...

Лейтенант Юдинцев был тяжело контужен. Бойцы несли его на восток, но не избежали фашистского плена. Очнувшись, Дмитрий увидел раненых в оборванных шинелях, с почерневшими лицами. Вокруг забор из колючей проволоки.

"Лагерь для военнопленных", понял Дмитрий. Хотел было заговорить с соседом, но не услышал своих слов. Голова была тяжёлой, разламывалась. Контузия. Пошевелил руками. Левая нога ранена в колене.

"Сколько же суток я находился без сознания? Наверное, бойцы несли меня на руках, чтобы гитлеровцы не добили. Где же они, эти мужественные люди?" Тревожные мысли одолевали Дмитрия: "Что подумают обо мне? Какой же я офицер, если оказался в плену? Почему не застрелился? Ведь не всякий станет вникать в подробности. А вдруг подумают, что проявил трусость? Спасено ли знамя?" Не мог знать Дмитрий Юдинцев, что в его личном деле уже появилась запись: пропал без вести. Извещение с этими словами было выслано его родителям в далекую деревню Лухманово. Да, он был жив, но его уже оплакали близкие и родные.. В начале августа 1942 года пленных погрузили в товарные вагоны. Посты заняли эсэсовцы. Особо усиленно охранялись вагоны, где находились офицеры Красной армии. Поезд шел на запад. Путь был долог и мучителен. В вагоне в основном тяжелораненые. Дышать и то тяжело. Эшелон полз медленно. Он долго простаивал на разъездах и в тупиках, пропуская на восток быстро несущиеся поезда с живой силой и техникой, а на запад с награбленными продуктами и ценностями.

Военнопленные такой "товар", за который никто не отвечал, а если он "уменьшался", охрана только радовалась: меньше забот. На каждой остановке из вагонов выбрасывали трупы. В г. Хамельбург эшелон прибыл наполовину опустевший. Начались тяготы лагерной жизни, которые не все могли вынести. Дмитрий совершил три побега, которые заканчивались неудачно. Его перевели в штрафную команду. И только четвертый побег завершился освобождением от фашистского плена. Мой прадедушка с честью прошел все круги фашистского ада. Прошло время, прошла война, но ничто не забыто и никто не забыт.

Дмитрий Григорьевич по сей день очень энергичный, трудолюбивый, общительный, несмотря на свой преклонный возраст. Рядом с ним его верная спутница жена Зинаида Дмитриевна. Вместе они 64 года.

Антон ДУРНЕВ, 8 класс

Ветлужской средней школы

Фото Натальи ТОРОПОВОЙ и из семейного архива ЮДИНЦЕВЫХ

Война!...Сколько судеб и жизней переломало, уничтожило это время, сколько личностей было сломлено, сколько возвышенно- это Жизнь!

В 1939 году, после окончания Калининской средней школы, молодой выпускник Юдинцев Дмитрий поступил в Харьковское инжинерно-сапёрное училище, а в 1941 году был напрвлен командиром взвода на Юный фронт.

В это время конца 1941 и началом 1942 года, в боях под городом Киевом было сковано около полутора миллиона человек действующей армии с обейх сторон.

Лето. Жара. Идут ожесточённые бои. В воздухе стоит трупный запах разлагающихся тел солдатов, офицеров, между них повсюду трупы лошадей. Пиказ из ставки: отступать от города Киева. На линии Барвенково - Лазовая и сражался мой дед - Юдинцев Дмитрий Григорьевич. Он был в то время командиром взвода.В результате тяжелых, кроворлитных боёв они стоварищем попали в плен.

Годы идут...воспоминания стираются из памяти, но очень трудно забыть контузию, имея три побега из плена, последний из еоторых оказался удачным.

Как забыть, что стпуся более 20 лет ученики школы, где воевал мой дед было найденознамя батальона, портфель с документами, которые закопал дед. В портфеле находились личные документы бойцов и офицеров, в том числе парк билеты и комсомольские билеты личного состава батальона. Через столько лет эти документы были отправлены в город Ленинград в Военно - Исторический музей, где и были востановлены поимённо.

В настоящее время, мой дед живёт в городе Ветлуга, Нижегородской области.

Мало их осталось на этой Земле ветерановвойны и тыла, самой кровопролитной войны в истории. Спасибо тем, кто воевал в те роковые для нашей страны сороковые годы, вдь благодаря им - живём мы - поколение свободных людей! Я хочу сказать ветеранам огромное спасибо и пожелать им крепкого здоровья и всего самого наилучшего. Вы останитесь в памяти нас, наших детей и внуков как символ мужества!

Работу выполнила ученица 11 класа Юдинцева Ирина. 2011 год. Irusik931105@rambler.ru http://vkontakte.ru/id33365289

  • Выпуски
  • Педагоги
  • Здания
  • События
  • Поселок