портрет Киселева Елена Евгеньевна (Виноградова)

Эссе «Моя педагогическая позиция» «Учителя должны знать, хотеть и уметь сделать умы своих учеников – мудрыми, языки- красноречивыми, руки- искусными» Ян Амос Коменский Наверное, всегда можно найти причину, которая заставила нас совершить именно этот поступок, выбрать именно эту дорогу. Или сумму причин. Возможно, эту сумму причин и называют судьбой. Это моя судьба- быть педагогом, т.е. человеком, который ведет детей? Или я случайно выбрала этот путь? Почему? Всему есть причины. Для меня одной из «причин» были мои Учителя. Такие, которым было хорошо с детьми, которые с удовольствием делились своими знаниями, интересовались детскими делами и на которых очень хотелось быть похожими. А вторая причина, наверное, кроется во мне: что-то такое притягательное именно для меня есть в этой профессии. Любой путь начинается не с первого шага, а с решения сделать первый шаг, с осознания необходимости движения, с определения направления. И если направление выбрано верно, если определена цель движения, то шаги вроде бы и не требуют сознательных усилий: выходишь утром из дома, зная, что должна прийти на работу, а дальше ноги шагают сами по себе, голова в это время занята не траекторией движения, а предстоящими уроками. Так и в жизни: определилось направление, а потом все получается само собой. И каждый день, каждый год своей школьной жизни я стараюсь достичь того образа Хорошего Учителя, который когда-то сложился в моей голове. Образ, идеал, мираж. По этим словам видно, что путь не имеет своего конца. Но это тот случай, когда важен процесс, а не результат. Вернее, результатом является сам процесс. Как только учитель решит, что достиг совершенства, можно сделать вывод, что товарищ зашел в тупик. В этом смысле передо мной открыты сто дорог- граница моего незнания так велика! Мне даже неудобно цитировать, но все же… «..прекрасно знаю историю русской поэзии…римскую литературу… новых итальянских поэтов.. довольно хорошо знаю французский и латинский, сносно итальянский, плоховато немецкий.. аналитическая геометрия.. теория вероятностей…. Но боже мой! Боже мой! Как жалок этот горделивый перечень сравнительно с тем, чего я не знаю!». Это В.Ю. Брюсов, причем всего 1 % от списка. А я для себя только недавно открыло историю Руси, «Слово о полку Игореве», Аркаим! И отговорки о недостатке времени- это отговорки, «кто хочет делать- ищет средства, кто не хочет- оправдания». В других профессиях начитанность или безграмотность, широта кругозора или его узость могут не влиять на качество работы, но все не так в педагогике. Хоть тысячу раз можно сказать ребенку о пользе чтения, но если сам учитель не делает того, к чему призывает, то и ребенок не будет это делать. Учитель, объясняя что- либо ученику, должен показать это ему с сотни разных сторон и применить к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует, не просто ли воспроизводит верные слова. Это я о знаниях. Или о нравственности? И какая часть обучения более важная? Думается, во все времена оценка нравственности, воли, души человека преобладала над оценкой его ума, знаний. Помнится поговорка: «Лечится лучше у плохого врача и хорошего человека, чем у хорошего врача и плохого человека». Можно это отнести и к педагогике. И к детям: мы должны воспитать добрых, сильных, ответственных, умеющих размышлять, критически относиться к готовым ответам. «Величайшее недомыслие- учить наших детей науке о звездах и движении восьмой сферы раньше, чем науке об их собственных душевных движениях». (Монтень) Это еще одна славная сторона профессии - необходимость постоянно думать о нравственности, которая, надеюсь, заставляет учителя становиться лучше. Мне кажется, что сейчас процесс обучения из творческого переходит в разряд технологического: входная диагностика качества исходного продукта, стандартизированная последовательность действий, контроль на всех этапах технологической цепочки, готовый продукт. Возможно, меньше будет оригинальных идей и непредсказуемых решений у детей, но при таком обучении процесс легче контролируется, итог более предсказуем, надежен. Я сказала, что это плохо? Это ново, непривычно и очень, очень неоднозначно. А креативность там, где дети, будет всегда. Пока учитель любит детей, живет своей работой, относится к ней творчески, у него будут чудные ученики! Моя дочь говорит о том, что тоже хочет стать учителем. Это после того, как она видит, что на домашнее хозяйство и детей у мамы времени не остается! Что же такого манящего есть в этой профессии? Творчество, непредсказуемость, развитие. Виноградова Е.Е.

Образование. Специальность

Ивановский государственный университет. Физик. Преподаватель. Московский государственный отткрытый пед.университет. Практический психолог.

Дети

Виноградова Марина Алексеевна (1985)

Виноградова Светлана Алексеевна (1987)

Виноградова Алина Алексеевна (1994)

Место жительства

п.им.Калинина

Контактные сведения

elevgvin@rambler.ru

  • Выпуски
  • Педагоги
  • Здания
  • События
  • Поселок